Институт лингвистики Публикации Учебники, монографии и сборники

Учебники, монографии и сборники преподавателей института лингвистики РГГУ

В этом разделе представлены учебники и монографии преподавателей Института лингвистики РГГУ.

Ковалевская Т.В., Вагизова Ф.А., Семенюк Е.В. История, литература и культура Великобритании. М.: РГГУ, 2011. 590 с.

Учебник охватывает историю, литературу и искусство Великобритании с доисторической эпохи до новейшего времени. Впервые в рамках одного учебника представлены три аспекта, традиционно изучаемых на разных курсах. Все три аспекта тесно взаимосвязаны, и подчеркнуть эти взаимосвязи и взаимовлияния призвана система перекрестных ссылок, используемая в учебнике.

Ф.А. Вагизова – доцент кафедры европейских языков Института лингвистики РГГУ.

Е.В. Семенюк – к. филол. н., доцент кафедры европейских языков Института лингвистики РГГУ.


Шаронов И.А. Междометия в речи, тексте и словаре. М.: РГГУ, 2008. 288 с.

Что такое междометие? Каков его лингвистический, семиотический и социальный статуса? Какую роль играет междометие в устной коммуникации и в художественных текстах? Внимание в книге фокусируется на различиях между двумя ипостасями междометий – устной и письменной. Устные формы – вокальные жесты – характеризуются прежде всего своими интонационными, тембровыми и фонационными признаками, а письменные формы определяются исключительно по звучанию, каким оно предано в текстах. Автор предлагает типологию вокальных жестов, позволяющую классифицировать междометия, выявлять механизмы их функционирования, делать лексикографические описания.

И.А. Шаронов – д. филол. н., профессор кафедры русского языка, декан факультета теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики РГГУ.


 

М.А. Кронгауз. Семантика: Учебник для вузов. М.: РГГУ, 2001. 399 с. / М.: Академия, 2005. 352 с.

В предлагаемом учебнике семантика рассматривается как лингвистическая дисциплина, изучающая план содержания языковых единиц, их функционирование в языке и речи. Лингвистическая семантика обсуждается в контексте смежных с ней дисциплин: прагматики, теории речевых актов и др.

М.А. Кронгауз – д. филол. н., профессор, заведующий кафедрой русского языка, директор Института лингвистики РГГУ.

 


 

М.А. Кронгауз. Семантика: задачи, задания, тесты: Учебник для вузов. М.: Академия, 2006. 256 с.

В пособии предлагаются практические задания различного типа по курсу лингвистической семантики, большинство из которых специально составлены автором и являются полностью уникальными; в некоторых случаях используются уже известные лингвистические примеры. Представлены задания различной степени сложности — от сравнительно простых тестов до заданий повышенной степени сложности, требующих глубоких теоретических знаний, — что позволяет использовать книгу как для самостоятельных занятий студентов дома, так и в качестве практических заданий при зачетах и экзаменах.

М.А. Кронгауз – д. филол. н., профессор, заведующий кафедрой русского языка, директор Института лингвистики РГГУ.


 

Аспекты полисинтетизма: очерки по грамматике адыгейского языка / Под. ред. Я.Г. Тестельца. М.: РГГУ, 2009. 715 с.

Сборник представляет собой публикацию научных результатов адыгейских лингвистических экспедиций Института лингвистики РГГУ 2003-2007 гг. Авторы обращаются к актуальным проблемам морфологии и синтаксиса адыгейского языка, а также к миологии языков полисинтетического строя. В ряде статей предлагаются новые подходы к некоторым традиционным темам адыговедения. Вместе с тем в сборнике описаны и такие явления адыгейской грамматики, которые ранее не привлекали внимания исследователей.

Оглавление сборника:

  • Предисловие
  • Аркадьев П.М., Ландер Ю.А., Летучий А.Б., Сумбатова Н.Р., Тестелец Я.Г. Введение. Основные сведения об адыгейском языке
  • Аркадьев П.М., Тестелец Я.Г. О трех чередованиях в адыгейском языке
  • Горбунова И.М. Посессивные конструкции
  • Сердобольская Н.В., Кузнецова Ю.Л. Двойное падежное маркирование: уникальный случай адыгейского языка
  • Аркадьев П. М. Глагольная акциональность
  • Короткова Н.А. «Прошлое» и «сверхпрошлое» в адыгейском языке
  • Кузнецова Ю.Л. Модальность в адыгейском языке
  • Летучий А.Б. Аффиксы бенефактива и малефактива: синтаксические особенности и круг употреблений
  • Летучий А.Б. Каузатив, декаузатив и лабильность
  • Мазурова Ю.В. Семантика локативных превербов рэ- и swe
  • Сердобольская Н.В. Второе будущее, инфинитив, масдар и супин в адыгейском языке: аргументы за и против единой трактовки
  • Сердобольская К.В., Мотлохов А.В. Семантика конструкций с сентенциальными актантами в адыгейском языке
  • Сумбатова H.P. Коммуникативная структура адыгейского предложения: перспектива и фокус
  • Ландер Ю.А. Множественная релятивизация: подлинная и мнимая
  • Тестелец Я.Г. Невыраженные актанты в полипредикативной конструкции
  • Summary

Я.Г. Тестелец – д. филол. н., профессор учебно-научного центра лингвистической типологии Института лингвистики РГГУ.


 

Я.Г. Тестелец. Введение в общий синтаксис: Учебник для вузов / М.: РГГУ, 2001. 800 с.

Предметом изложения в настоящем учебнике являются понятия, идеи и методы, характерные для современных теорий синтаксиса.

Я.Г. Тестелец – д. филол. н., профессор учебно-научного центра лингвистической типологии Института лингвистики РГГУ.


М.А. Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва / М.: Языки славянских культур; Знак, 2008. 232 с.

Начиная с 80-х годов русский язык изменяется настолько быстро, что в обществе возникают тревожные, а порой панические настроения. Все чаще говорят не только о порче, но уже и о гибели русского языка. Особенно болезненными оказываются такие темы, как язык Интернета, распространение брани, злоупотребления заимствованиями, жаргонизмами и просторечными словами.
Лингвисты не всегда успевают отвечать на запросы общества в сфере языка и коммуникации, не учитывают новых явлений в лексике, грамматике, речевом этикете, предпочитая рассматривать их как особые нарушения нормы либо не замечая вовсе. Очевидно, назрела необходимость открытого разговора лингвиста с обществом - не в качестве наставника, а в качестве собеседника, понимающего суть проблем и способного к их рациональному анализу, а не только к эмоциональным оценкам.

М.А. Кронгауз – д. филол. н., профессор, заведующий кафедрой русского языка, директор Института лингвистики РГГУ.


М.А. Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва 3D / М.: Corpus, 2011. 496 с.

Мир вокруг нас стремительно меняется, и язык меняется вместе с ним. Кто из нас не использует новые слова, и кто в то же время не морщится, замечая их в речи собеседника? Заимствования, жаргонизмы, брань - без чего уже не обойтись - бесят на и, главное, дают повод для постоянного брюзжания. Кто не любит порассуждать о порче языка, а после сытного обеда даже и о гибели? Профессор К., претерпев простительное в наше время раздвоение личности и попеременно занимая позицию то раздраженного обывателя, то хладнокровного лингвиста, энергично вступает в разговор. Читать его следует спокойно, сдерживая эмоции. Прочтя, решительно отбросить книгу и ответить на главный вопрос. Кто же - русский язык или мы сами - находится на грани нервного срыва?

Исправленное и дополненное издание предыдущей версии бестселлера, включающее в себя DVD с видеолекциями автора.

М.А. Кронгауз – д. филол. н., профессор, заведующий кафедрой русского языка, директор Института лингвистики РГГУ.


Г.Е. Крейдлин. Мужчины и женщины в невербальной коммуникации / М.: Языки славянской культуры, 2005. 224 с.

В книге рассматриваются ключевые проблемы, относящиеся к невербальному диалогическому поведению мужчин и женщин современной русской и западноевропейской культуры. Речь идет об основаниях тендерной невербальной семиотики и о сравнительных особенностях жестового бытового знакового общения людей одного пола и разных полов.
Проводится анализ целого ряда знаков и типовых моделей телесного коммуникативного невербального поведения в их соотношении как друг с другом, так и со знаками и моделями вербального поведения. Обсуждаются понятия тендерного стиля невербального поведения и тендерного невербального стереотипа, в частности, предпринимается попытка определить, является ли природа данного стереотипа универсальной или культурно-специфичной. Устанавливаются тендерные приоритеты в выборе невербальных средств выражения когнитивных, эмоциональных, оценочных и других смыслов. Ставится и частично решается задача реконструкции мужского и женского невербального поведения по аудиозаписям тестов и их письменной расшифровке в отсутствие каких-либо видеозаписей текстов. Обсуждается вопрос о специфике отражения тендерных характеристик невербального поведения в языке живописи.

Г.Е. Крейдлин – д. филол. н., профессор кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ.


 

С.А. Григорьева, Н.В. Григорьев, Г.Е. Крейдлин. Словарь языка русских жестов / Москва-Вена: Языки русской культуры; Венский славистический альманах, 2001. 256 с.

Словарь содержит описания большинства распространенных русских жестов, а также некоторых мимических единиц и поз. Настоящее издание является первым опытом словаря жестов, основанным на принципах интегрального описания языка. Словарные статьи написаны в жанре лексикографичеких портретов – в словаре отражаются семантические, стилистические, прагматические, коннотативные, сочетаемостные особенности русских жестов. Все статьи снабжены также обширными справочными зонами, в которых указываются жестовые и речевые аналоги, а также русские фразеологизмы, связанные с определенными жестами.

Г.Е. Крейдлин – д. филол. н., профессор кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ.


Г.Е. Крейдлин. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык / М.: Новое литературное обозрение, 2004. 592 с.

Кинетические стороны поведения людей - их жесты и позы, как люди стоят или сидят, как располагаются по отношению друг к другу, как обмениваются взглядами - играют решающую роль в устной коммуникации. В центре монографии - человек и особенности его невербального поведения в акте коммуникации. Автор анализирует разнообразные невербальные и вербальные единицы, описывает русскую жестовую систему и кинетическое поведение, ищет новые подходы к этой до сих пор малоисследованной теме, привлекая для этого данные разных частных наук, входящих в состав невербальной семиотики.

Г.Е. Крейдлин – д. филол. н., профессор кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ.


Г.Е. Крейдлин, М.А. Кронгауз. Семиотика, или Азбука общения: Учебное пособие для школьников / М.: Флинта; Наука, 2004. 240 с.

Предлагаемое учебное пособие знакомит читателя с семиотикой - наукой о знаках и знаковых системах. Авторы, профессиональные лингвисты, знакомят читателей с ситуациями общения на языке и без языка, с различными знаковыми системами, рассказывают о знаках в культуре (числа, руки, камни – как знаки). В текст учебного пособия включены интересные истории о знаках, разнообразные задания и задачи.

Г.Е. Крейдлин – д. филол. н., профессор кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ.

М.А. Кронгауз – д. филол. н., профессор, заведующий кафедрой русского языка, директор Института лингвистики РГГУ.


С.М. Евграфова, Е.П. Буторина. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / М.: Форум, 2009. 304с.

Учебное пособие по дисциплине "Русский язык и культура речи" написано в соответствии с утвержденной Министерством образования и науки РФ программой и предназначено в основном для студентов нефилологических гуманитарных специальностей, в том числе для тех, которые предполагают углубленное изучение русского языка, стилистики и литературного редактирования (связи с общественностью, документоведение и проч.).

С.М. Евграфова – к. филол. н., доцент кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ.

Е.П. Буторина – к. филол. н., доцент кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ.


Т.В. Базжина, Т.Ю. Крючкова. Русская пунктуация: Пособие-справочник / М.: Форум, 2010. 304с.

Пособие-справочник по русской пунктуации предназначено для студентов и школьников, абитуриентов и взрослых носителей языка, для все тех, кто хочет постичь системность русских знаков препинания и научиться изящно их ставить в своих собственных текстах.
Пособие может быть использовано как в виде учебных материалов на занятиях по русскому языку в средних школах, гимназиях, лицеях, вузах, так и в качестве книги для проведения досуга с пользой.

Т.В. Базжина – к. филол. н., доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики РГГУ.


В.М. Алпатов В.М., П.М. Аркадьев, В.И. Подлесская. Теоретическая грамматика японского языка / М.: Наталис, 2008. 1024 с. (2 тома).

Настоящее издание представляет собой первую в России фундаментальную грамматику современного японского языка. В книге систематически изложены основные сведения о грамматическом строе японского языка - прежде всего, о морфологии и синтаксисе. Языковые факты представлены в широком теоретическом и типологическом контексте. Все языковые примеры даны в латинской транскрипции, снабжены подстрочным поморфемным комментарием ("глоссами") и литературным переводом.

В.М. Алпатов – д. филол. н., член-корреспондент РАН, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики РГГУ.

П.М. Аркадьев – к. филол. н., доцент учебно-научного центра лингвистической типологии Института лингвистики РГГУ.

В.И. Подлесская – к. филол. н., профессор учебно-научного центра лингвистической типологии Института лингвистики РГГУ.


 Рассказы о сновидениях. Корпусное исследование устного русского дискурса / Под ред. А.А. Кибрика и В.И. Подлесской. М.: Языки славянских культур, 2009. 736с. (+CD).

Монография посвящена лингвистическому анализу корпуса устных рассказов детей и подростков о своих сновидениях. Рассматриваются такие сущностные свойства устного дискурса, как просодическое и семантико-синтаксическое членение речевого потока, паузация, тональные акценты, темповые различия, иллокутивная и фазовая структура, полипредикативность, речевые сбои и затруднения и др. Исследование этих явлений с когнитивной точки зрения позволяет по-новому подойти к основным вопросам грамматики русского языка.
Практическая работа с корпусом "Рассказы о сновидениях" позволила разработать формат дискурсивной транскрипции как способа объективной фиксации устной русской речи. В книге обсуждается прикладная задача - сопоставление дискурсивной структуры двух классов рассказов, принадлежащих детям и подросткам с невротическими расстройствами и здоровым рассказчикам. Результаты исследования могут применяться в диагностике неврозов. Сам корпус, состоящий из 129 рассказов, представлен в книге в двух формах - текстовой и звуковой (на прилагаемом компакт-диске). Это первый корпус устного русского дискурса, основанный на систематических и эксплицитных принципах транскрибирования. Корпус представляет собой ценный ресурс для различных исследований русского языка в его устной - то есть исходной, наиболее фундаментальной - форме.

В.И. Подлесская – к. филол. н., профессор учебно-научного центра лингвистической типологии Института лингвистики РГГУ.


 

Ю.А. Шиханович. Введение в математику / М.: Научный мир, 2005. 384 с.

В книге систематически описываются начальные понятия математики "множество", "кортеж", "слово" (эти понятия принимаются как неопределяемые), "график", "соответствие", "функция", "последовательность", "отношение". Даются определения основных видов чисел - натуральных, целых, рациональных, действительных.
Кроме того, в книге излагается логико-математический язык, удобный для ясной и недвусмысленной формулировки определений и теорем и записи доказательств.

Ю.А. Шиханович – к. пед. н., доцент кафедры математики, логики и интеллектуальных систем в гуманитарной сфере Института лингвистики РГГУ.


Ю.А. Шиханович. Группы, кольца, решетки / М.: Научный мир, 2006. 368 с.

Современная алгебра разработала язык, удобный для изложения других разделов математики.
Сегодня она является также основой для понимания компьютерных инструментальных систем, объектно ориентированного программирования и баз данных, практически необходимой всем пользователям компьютеров.
Она изучает, в частности, операции, заданные в множествах произвольной природы, и описывает строение тех множеств, в которых заданы операции с определенными свойствами.
В книге подробно изучаются некоторые важнейшие комбинации таких свойств. Множества с этими комбинациями и называются "группа", "кольцо", "решетка".

Ю.А. Шиханович – к. пед. н., доцент кафедры математики, логики и интеллектуальных систем в гуманитарной сфере Института лингвистики РГГУ.

 


 

Ю.А. Шиханович. Минимум по теории алгоритмов для нематематиков / М.: Научный мир, 2009. 160 с.

В предлагаемом учебном пособии изложены самые начала теории алгоритмов - базисные понятия теории алгоритмов: предписание (исходное неопределяемое понятие), перечислимое множество, алгоритм, вычислимая функция, разрешимое множество, и один из формальных универсальных языков для записи предписаний, работающих со словами (машины Тьюринга).

Ю.А. Шиханович – к. пед. н., доцент кафедры математики, логики и интеллектуальных систем в гуманитарной сфере Института лингвистики РГГУ.

 


 

Ю.А. Шиханович. Начальные главы математического анализа в полуформальном изложении / М.: Научный мир, 2010. 288 с.

В предлагаемом пособии подробно изложены три базисных понятия математического анализа - предел, непрерывность, производная.
Для его чтения не требуется никаких предварительных знаний по так называемой "высшей" математике, не требуется даже знания того, что в школьном курсе математики называется началами анализа.
С другой стороны, от читателя требуется владение материалом книги автора "Введение в математику".

Ю.А. Шиханович – к. пед. н., доцент кафедры математики, логики и интеллектуальных систем в гуманитарной сфере Института лингвистики РГГУ.

 


 

Ю.А. Шиханович. Логические и математические исчисления / М.: Научный мир, 2011. 256 с.

В предлагаемом пособии рассказано о логических и математических исчислениях (конструкциях, в которых формализовано центральное понятие математики - понятие доказательства) и о понятии исчисления.

Ю.А. Шиханович – к. пед. н., доцент кафедры математики, логики и интеллектуальных систем в гуманитарной сфере Института лингвистики РГГУ.

 


 

В.А. Лапшин. Лекции по математической лингвистике / М.: Научный мир, 2011. 248 с.

Книга представляет собой учебный курс по началам математической лингвистики. Она сформирована в виде лекций, поэтому каждая глава содержит материал ровно в том объеме, который может быть прочитан на двухчасовой лекции. Основное внимание в изложении уделено теории формальных языков.
Хотя основы теории формальных языков были изучены уже более сорока лет назад, в книге, наряду с традиционными, приведены некоторые новые подходы к определению формальных языков, например, основы такого математического формализма, как окрестностные грамматики мультиграфов синтаксических отношений.
Большое внимание уделено подробному изучению формальных построений и разнообразию описаний формализмов определения формальных языков, в частности, таким известным, как простые категориальные грамматики Ламбека, и менее известным, таким, как формальные степенные ряды и системы уравнений над языками.

В.А. Лапшин – к. ф-м. н., старший преподаватель кафедры математики, логики и интеллектуальных систем в гуманитарной сфере Института лингвистики РГГУ.

 


 

 Задачи лингвистических олимпиад. 1965-1975 / Ред.-сост. В.И. Беликов, Е.В. Муравенко, М.Е. Алексеев. М.: МЦНМО, 2006. 570 с.

Сборник содержит 294 задачи Олимпиад по лингвистике и математике с решениями. Лингвистические олимпиады проводятся в Москве с 1965 года, в настоящий сборник включены все лингвистические задачи первых 12 олимпиад, состоявшихся с 1965 по 1975 год. Задачи отражают материал более 70 языков, знакомят с явлениями разных уровней языка, с более чем 20 основными системами письменности, отражают связь лингвистики с математикой. Для педагогов, школьников, студентов, а также всех, кто занимается и интересуется лингвистикой.

Е.В. Муравенко – к. филол. н., доцент кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ.

 


 

Лингвистика для всех. Зимняя лингвистическая школа 2004 / Ред.-сост. Е.С. Абелюк, Е.В. Муравенко. М.: Деп. образования г. Москвы, НИИРО, 2004. 256 с.

Сборник содержит материалы Зимней лингвистической школы для школьников и студентов, проведённой в 2004 году: статьи по материалам лекций и семинаров и задания лингвистической олимпиады, конкурсов и интеллектуальных игр.

Е.В. Муравенко – к. филол. н., доцент кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ.

 


 

Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2005 и 2006 / Ред.-сост. Е.В. Муравенко, О.Ю. Шеманаева. М.: МЦНМО, 2008. 440 с.

Сборник содержит материалы двух летних лингвистических школ для школьников и студентов, проведённых в 2005 и 2006 году: статьи по материалам лекций и семинаров и задания лингвистических олимпиад, конкурсов и интеллектуальных игр.

Е.В. Муравенко – к. филол. н., доцент кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ.

О.Ю. Подлесская (Шеманаева) – к. филол.н., выпускница Института лингвистики РГГУ.

 


 

Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2007 и 2008 / Ред.-сост. Е.В. Муравенко, А.Ч. Пиперски, О.Ю. Шеманаева. М.: МЦНМО, 2008. 440 с.

Сборник содержит материалы двух летних лингвистических школ для школьников и студентов, проведённых в 2007 и 2008 году: статьи по материалам лекций и семинаров и задания лингвистических олимпиад, конкурсов и интеллектуальных игр.

Е.В. Муравенко – к. филол. н., доцент кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ.

А.Ч. Пиперски – преподаватель кафедры компьютерной лингвистики Института лингвистики РГГУ.

О.Ю. Подлесская (Шеманаева) – к. филол.н., выпускница Института лингвистики РГГУ.