Летняя лингвистическая школа

В последние годы стали популярными организуемые для школьников во время каникул школы-лагеря по различным предметам, где дети имеют возможность не только отдыхать, но и заниматься любимым делом, слушать интересные лекции, участвовать в работе семинаров и, что, пожалуй, главное, знакомиться и общаться со своими сверстниками, увлеченными теми же проблемами. Такие школы-лагеря пришли на смену бывшим пионерским лагерям. Действительно, принцип объединения детей по их собственным интересам, а не по месту работы родителей (или по еще более случайным причинам) кажется более разумным.

В Институте лингвистики осуществляется проект «Летняя лингвистическая школа» (авторы проекта — доктор филол. наук, зав. кафедрой русского языка  М. А. Кронгауз и кандидат филол. наук, доцент кафедры русского языка Е. В. Муравенко). Преподавателям РГГУ уже 15 раз удавалось провести лингвистические школы для детей во время школьных каникул: 13 раз летом (в 1992, 1993, 1995, 1997 и 2005–2013 годах) и 2 раза зимой (в 1997 и 2004 годах). В четырёх первых летних ЛШ участвовало около 130 человек (80 школьников, 30 студентов, 20 преподавателей), в зимних — около 60. В 7-й Летней лингвистической школе, состоявшейся в августе 2005, участвовало более 50 человек, и с тех пор школа постоянно увеличивается: в 10-й Летней лингвситической школе (июль 2008) приняли участие около 100 человек, а в 15-й (июль 2013) — 140.

Что же такое «Летняя лингвистическая школа» на каникулах? Это — научное мероприятие, в котором участвуют дети и взрослые. В течение 10 дней вместе отдыхают, учатся и работают почти сто человек и делают это не потому, что у нас обязательное образование (на каникулярные школы оно не распространяется), а потому, что получают от этого удовольствие.

Главная задача Летней лингвистической школы — познакомить участников с новыми направлениями гуманитарных наук, создать условия для пусть не очень сложной, но самостоятельной творческой деятельности, по возможности увлечь их этим и, наконец, обеспечить хороший и веселый отдых. Общение школьников с учеными не только в учебных аудиториях, но и вне их создает замечательную интеллектуальную и духовную атмосферу.

Распорядок школы таков. Утром ежедневно читаются две общие лекции (по часу) по лингвистике (и иногда по другим наукам). Лекции обязательны для школьников и стажеров. Но и сами преподаватели не упускают случая побывать на лекциях друг у друга. На гостей школы обычно производят впечатление не только потрясающая тишина и сосредоточенное внимание юных слушателей во время лекции, не только вопросы ребят, свидетельствующие об их интересе к предмету лекции, но и аплодисменты, раздающиеся после лекции. До обеда после лекций — свободное время. После обеда — 3–4 семинара. Обязательным для каждого считаются два семинара, однако многие участники добровольно посещают все семинары. Что интересно, энтузиазм детей не угасает до последнего дня. Они не просто ходят на семинары, но и активно в них проявляют себя.

Каждый день после ужина — различные языковые, литературные, интеллектуальные игры и конкурсы, в середине Школы проходит Олимпиада по лингвистике и Фестиваль языков. Среди вечерних игр "Что? Где? Когда?", "Эрудит-квартет", "Литературный маскарад", "Интеллектуальный фейерверк" и другие. Уже традиционными стали встречи с интересными людьми: на последних ЛЛШ школьники имели возможность побывать на творческом вечере поэта Льва Рубинштейна, встрече с редактором отдела науки журнала «Русский репортер» Григорием Тарасевичем, выступлении переводчиков Виктора Сонькина и Александры Борисенко.

Преподавательскому составу Лингвистических школ может позавидовать любой университет. Перед ребятами выступают известные ученые, авторы многих книг и учебников. Преподавателей бывает около тридцати, но некоторые из них приезжают с лекциями и семинарами на часть срока. В качестве стажёров на Школе бывают и школьные учителя.

Попасть на ЛЛШ могут школьники, закончившие 8-10 классы. Если раньше участники ЛЛШ отбирались в основном из победителей Традиционной олимпиады по лингвистике и участников факультатива по лингвистике при Институте лингвистики РГГУ, то теперь заполнить в апреле анкету на сайте LingLing.ru и попасть на ЛЛШ может любой школьник из России и даже из-за рубежа.

Особую роль в ЛЛШ играют студенты. В основном это студенты Института лингвистики РГГУ, но нередко на школу приезжают и представители филологического факультета МГУ и факультета филологии ВШЭ. Для студентов Летняя лингвистическая школа — хорошая научно-педагогическая практика. Школьникам ЛЛШ тоже дает очень много: возможность приобщиться к современным достижениям лингвистики, проверить свои способности и склонности, определить свои профессиональные интересы.

Информация о ЛЛШ публиковалась в газетах «Коммерсант», «Иностранец», «Русский язык», «Троицкий вариант — Наука» и журнале «Итоги». См. также брошюру [Кронгауз, Муравенко 1996] и статью [Кронгауз, Муравенко 1997]. Все материалы Зимней лингвистической школы 2004 г. см. в сборнике [Лингвистика для всех 2004]. Материалы Летних лингвистических школ 2005–2006 гг. опубликованы в сборнике [Лингвистика для всех 2008], а Летних лингвистических школ 2006–2007 — в сборнике [Лингвистика для всех 2009].


Кронгауз, Муравенко 1996 — Кронгауз М. А., Муравенко Е. В. Летняя гуманитарная (лингвистическая) школа. — М.: МИПКРО, 1996. 22 с., илл.

Кронгауз, Муравенко 1996 — Кронгауз М. А., Муравенко Е. В. Школа в каникулы // Новый педагогический журнал.1997. № 3. С-Пб. С. 64–72.

Лингвистика для всех 2004 — Лингвистика для всех: Зимняя лингвистическая школа — 2004 / Ред.-сост. Е. С. Абелюк, Е. В. Муравенко. — М.: Деп. Образования г. Москвы, НИИРО, 2004. 256 с.

Лингвистика для всех 2008 – Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2005 и 2006 / Ред.-сост. Е.В. Муравенко, О.Ю. Шеманаева. — М.: МЦНМО, 2008. 440 с.

Лингвистика для всех 2009 – Лингвистика для всех. Летние лингвистические школы 2007 и 2008 / Ред.-сост. Е.В. Муравенко, А.Ч. Пиперски, О.Ю. Шеманаева. — М.: МЦНМО, 2009. 488 с.