Институт лингвистики Лингвистика для школьников Лингвистические конкурсы и олимпиады

Лингвистические конкурсы и олимпиады

XLV Традиционная
олимпиада по лингвистике!
Отборочный этап (онлайн):
18-20 января
Заключительный этап
(очные туры)

I тур: 8 февраля
II тур: 1 марта
подробнее об Олимпиаде

>>РЕГИСТРАЦИЯ<<

Институт лингвистики РГГУ проводит различные лингвистические конкурсы и олимпиады. Эти соревнования различаются уровнем сложности задач и количеством участников.

Самое массовое соревнование (в 2012 году в нем приняло участие почти 3 млн школьников) — Всероссийский конкурс «Русский медвежонок — языкознание для всех». Центральный оргкомитет этого конкурса находится в Кирове, а Институт лингвистики осуществляет научно-методическое руководство конкурсом и занимается подготовкой задач конкурса.

Следующим по массовости является Лингвистический конкурс Турнира им. М.В. Ломоносова, проводимый в Москве и более чем в ста других городах. Ежегодно в нем участвуют около пятидесяти тысяч школьников.

Для школьников, почувствовавших склонность заниматься лингвистикой, проводится Московская традиционная олимпиада по лингвистике (одновременно по той же программе проводится олимпиада в Санкт-Петербурге и некоторых других городах, а также онлайн). В Москве в олимпиаде ежегодно принимают участие около пятисот школьников.

Наконец, Международная олимпиада по лингвистике. На ней собираются около ста школьников из разных стран. Москва обычно представлена командой из 4-х человек, отобранных по результатам Московской олимпиады.


Всероссийский конкурс «Русский медвежонок — языкознание для всех»

Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех» — младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру — математика для всех». Впервые «Медвежонок» был проведен в 2000 году по инициативе Кировского Центра дополнительного образования одаренных школьников при поддержке Института лингвистики РГГУ  и Российского Оргкомитета «Кенгуру».

Интерес к игре вырос взрывообразно: если в «Медвежонке–2000» участвовали 64000 школьников, то через год в «Медвежонка» играли уже более 259000 школьников из России, Украины, Белоруссии и Латвии, а в 2012 — уже почти 3 млн. школьников из 20 стран!

У массовости «Медвежонка» две причины. Во-первых, он доступен. Игра проводится прямо в школах, занимает всего около полутора часов, и участвовать в ней могут все желающие; записывать решения не нужно — достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на специальном бланке; среди 30 заданий есть как трудные, так и совсем легкие, так что почти каждому участнику удается верно выполнить хотя бы несколько из них. Во-вторых, составители стараются подбирать задания, требующие не только (и не столько) знания правил, но и общей культуры, логики и размышления, а порой — и чувства юмора. Ведь главная цель игры — показать красоту русского языка, преодолеть представление о нем как формальном и скучном предмете.

См. сайт «Медвежонка» www.rm.kirov.ru


Лингвистический конкурс Турнира им. М.В. Ломоносова

Турнир им. М. В. Ломоносова (официальный сайт) — ежегодное многопредметное соревнование, где школьники имеют возможность свободно переходить из аудитории в аудиторию, самостоятельно выбирая предметы и время, которое на них потратить.

Турнир Ломоносова проводится по единой программе одновременно в 70 университетах и школах г. Москвы и примерно в пятидесяти других регионах России в последнее воскресенье сентября. В 2012 году в Турнире участвовало сорок пять тысяч школьников очно и пять тысяч онлайн (в то же время по тем же заданиям).

28 сентября 2014 года прошёл уже 37-й Турнир Ломоносова.

Участником Турнира может стать любой школьник (задания ориентированы на учеников 7–11 классов, но никаких запретов и ограничений для остальных нет). Это соревнование проводится совместно представителями разных наук и включает девять конкурсов по различным предметам: математике, математическим играм, физике, химии, биологии, астрономии, истории, литературе и, конечно, лингвистике.

Хотя в большинстве школ лингвистика не изучается как предмет, лингвистический конкурс Турнира Ломоносова вызывает неизменный интерес у школьников: по количеству участников этот конкурс занимает второе место после математического.

На лингвистическом конкурсе участникам предлагается решить три задачи (подробнее о жанре самодостаточных лингвистических задач см. здесь). Они проще, чем задачи Московской традиционной олимпиады по лингвистике: ведь время на решение ограничено (ведь нужно еще в других конкурсах успеть поучаствовать), да и среди участников много новичков.

По окончании каждого Турнира Ломоносова издаются сборники, содержащие задания всех конкурсов с решениями и комментариями, которые можно также найти на сайте Турнира. Кроме того, информация о лингвистическом конкурсе Турнира и лингвистические задачи конкурса печатаются в газете «Русский язык».

Задачи для конкурса по лингвистике Турнира Ломоносова составляются и подбираются сотрудниками Института лингвистики РГГУ; в проверке принимают участие также студенты и аспиранты Института.


Московская традиционная олимпиада по лингвистике

Традиционная олимпиада по лингвистике проводится в три тура (отборочный онлайн и два очных), в последние годы одновременно и с одинаковыми наборами задач в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах, а также в виде онлайн-зачёта для участников по всей России. Предназначена она для тех, кто по-настоящему увлёкся лингвистикой и лингвистическими задачами. Здесь также предлагаются самодостаточные задачи (подробнее о жанре самодостаточных лингвистических задач см. здесь), среди них есть и не очень сложные, но есть и такие, над которыми надо ломать голову не один час. Олимпиада призвана выявлять одарённых в области лингвистики школьников, и призёры, как правило, выбирают лингвистику своей будущей профессией.

Особенность Олимпиады по лингвистике в том, что для участия в ней не нужны никакие специальные знания — лишь только умение логически мыслить!

Подробная информация на сайте Олимпиады.


Международная олимпиада по лингвистике

C 2003 года каждое лето проводится Международная олимпиада по лингвистике. Идея подобной международной олимпиады принадлежит преподавателям Института лингвистики РГГУ. В 2014 году прошла двенадцатая Олимпиада — в Пекине, Китай.

В отличие от всех уже упомянутых олимпиад, в МОЛ не может участвовать каждый желающий. Для участия в международной олимпиаде отбирается команда из четырёх человек — победителей Традиционной олимпиады по лингвистике. Из России по уже сложившейся традиции в международной олимпиаде участвуют две команды — победители Олимпиад в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

С каждым годом количество стран-участниц растёт. Если в первой Олимпиаде в болгарском Боровце приняли участие представители только 6 государств, то во время двенадцатой олимпиады в Пекине между собой состязались уже 39 команд из 28 стран!

Подробная информация на официальном сайте Международной олимпиады по лингвистике.