Олимпиадный центр

Сотрудники Олимпиадного центра Института лингвистики РГГУ

Антон Александрович
Сомин
– руководитель центра, выпускник ИЛ РГГУ, сотрудник Центра педагогического мастерства
Пётр Михайлович
Аркадьев
– к.ф.н., доцент учебно-научного центра лингвистической типологии ИЛ РГГУ
Ксения Алексеевна
Гилярова – к.ф.н., доцент кафедры европейских языков ИЛ РГГУ
Анна Геннадьевна
Кадыкова – старший преподаватель кафедры европейских языков ИЛ РГГУ
Александр Чедович
Пиперски
– к.ф.н., доцент кафедры компьютерной лингвистики ИЛ РГГУ

Об Олимпиадном центре

Несмотря на то, что формально Олимпиадный центр Института лингвистики РГГУ был создан только в 2016 году, олимпиадная деятельность в нашем университете началась ещё в 1988 году, когда силами кафедры русского языка МГИАИ (впоследствии превратившегося в РГГУ) после вынужденного шестилетнего перерыва была восстановлена Московская традиционная олимпиада по лингвистике. С тех пор работа по популяризации лингвистики среди школьников непрерывно велась сначала на кафедре, затем на выросшем из неё факультете теоретической и прикладной лингвистики, а потом и в Институте лингвистики.

Спектр направлений деятельности сотрудников Олимпиадного центра чрезвычайно широк и включает в себя не только собственно олимпиады, но и другие научно-популярные мероприятия:

1. Факультатив по лингвистике для школьников при РГГУ и МЦНМО. Начиная ещё с 1988 года, факультатив работает еженедельно с октября по май, предлагая школьникам лекции и семинары, посвящённые самым разным областям и направлениям лингвистики, языкам мира и методике решения лингвистических задач. Многие из слушателей факультатива впоследствии стали (и до сих пор становятся) студентами, а затем и сотрудниками Института лингвистики. Координатором факультатива является руководитель Олимпиадного центра Антон Сомин, постоянными лекторами – Александр Пиперски и Пётр Аркадьев, но многие занятия ведут и другие преподаватели и студенты Института, а также приглашённые специалисты.

Факультатив был создан Е.В. Муравенко, долгое время проработавшей доцентом кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ.

2. Московский международный фестиваль языков. ММФЯ – ежегодный научно-популярный проект, посвящённый языкам мира и лингвистике, созданный в 2006 году независимой группой московских эсперантистов в сотрудничестве с профессиональными лингвистами. Руководитель Олимпиадного центра Антон Сомин является заместителем директора Фестиваля, Александр Пиперски – фестивальным экспертом. Благодаря деятельности Олимпиадного центра РГГУ стал единственным университетом, дважды принимавшим Московский фестиваль языков, – в 2013 и 2015 годах. Кроме сотрудников Олимпиадного центра, среди лекторов Фестиваля языков есть множество студентов, аспирантов и преподавателей Института лингвистики РГГУ.

В числе олимпиад для школьников, которыми занимаются сотрудники Олимпиадного центра, можно назвать следующие:

3. Московская традиционная олимпиада по лингвистике. Созданная в 1965 году в МГУ, после возрождения в МГИАИ в 1988 году Олимпиада проводится совместно тремя университетами – Институтом лингвистики РГГУ, отделением теоретической и прикладной лингвистики МГУ и Школой лингвистики НИУ ВШЭ. Сотрудники Олимпиадного центра входят в состав оргкомитета, задачной комиссии и жюри Олимпиады, а второй очный тур и проверка его задач вот уже почти 30 лет проводится в РГГУ силами студентов, выпускников и преподавателей Института.

4. Конкурс по лингвистике Турнира им. М.В. Ломоносова. Турнир им. М.В. Ломоносова – многопредметная олимпиада школьников, одним из девяти предметов которой является лингвистика. Сотрудники Олимпиадного центра Пётр Аркадьев и Александр Пиперски являются членами предметной комиссии по лингвистике и отвечают за подбор задач для этого конкурса, а существенную часть работ школьников проверяют студенты Института лингвистики РГГУ.

С 2016 года благодаря усилиям Олимпиадного центра РГГУ стал одной из площадок, где московские школьники могут принять участие в Турнире.

5. Международная олимпиада по лингвистике. МОЛ проводится с 2003 года по образцу Московской традиционной олимпиады по лингвистике. В 2004 году благодаря сотрудникам Института лингвистики РГГУ принял в своём кампусе 2-ю Международную олимпиаду по лингвистике, в которой участвовали представители 7 стран. В последние же годы в Олимпиаде принимают участие более 40 команд из 30 стран мира.
Сотрудник Олимпиадного центра Александр Пиперски в своё время стал золотым (2004) и бронзовым (2005) призёром Олимпиады, а сейчас вместе с Ксенией Гиляровой входит в состав задачной комиссии и жюри МОЛ. Руководителями одной из двух команд России на МОЛ на протяжении всего времени были выпускники и преподаватели Института лингвистики РГГУ, среди них сотрудница центра Анна Кадыкова (2007–2013) и руководитель центра Антон Сомин (2014–наст.время). В 2016 году все 8 участников обеих российских команд получили медали, что стало первым случаем в истории МОЛ.

6. Конкурс-игра «Русский медвежонок – языкознание для всех». Созданный в 2000 году доцентом кафедры русского языка Института лингвистики Е.В. Муравенко по образцу международного математического конкурса «Кенгуру», «Русский медвежонок» быстро обрёл популярность среди российских школьников. Сотрудники центра Антон Сомин, Александр Пиперски и Пётр Аркадьев являются членами методической комиссии конкурса, Ксения Гилярова – автором задач. Кроме того, студенты Института лингвистики принимают участие в тестировании задач конкурса и их обсуждении.

7. Всероссийская олимпиада по русскому языку. В 2015 году сотрудник центра Александр Пиперски вошёл в состав центральной предметной комиссии и жюри этой наиболее престижной олимпиады по русскому языку.

8. Наблюдение за корректным проведением других олимпиад. Сотрудники Олимпиадного центра Антон Сомин и Анна Кадыкова в качестве представителей центрального оргкомитета разнопредметных олимпиад контролируют соблюдение правил при проведении школьных олимпиад в различных городах России.

Наконец, сотрудники Олимпиадного центра регулярно проводят мастер-классы и семинары по решению лингвистических задач для учителей и школьников в рамках различных зимних и летних предметных школ и курсов повышения квалификации учителей.