Словарь коммуникативов и междометий

Научно-методический семинар «Словарь коммуникативов и междометий»

Постоянные участники семинара:

1. Руководитель семинара И.А. Шаронов, д.ф.н., проф. кафедры русского языка;

2. О.К. Самошкова аспирантка (соискатель) и преподаватель кафедры европейских языков;

3. А.И. Нехай, магистрантка 1 курса, магистерская программа «Русский язык и межкультурная коммуникация. 032700 – Филология»;

4. М.В. Вилл, студентка 4 курса ФТиПЛ Института лингвистики;

5. студенты 3 курса ФТиПЛ (окончательный список не определен).

Протоколы заседаний

5. Протокол пятого заседания научно-методического семинара

11 апреля 2013 г.

Присутствовали: И.А. Шаронов, руководитель семинара, О.К. Самошкова, аспирантка (соискатель) и преподаватель кафедры европейских языков, А.И. Нехай, магистрантка 1 курса, М. Мирошниченко, магистрантка 1 курса, А. Свешникова, студентка 3 курса ФТиПЛ Института лингвистики.

Обсуждали:

- группу коммуникативов с центральным компонентом ТАК.

- Рассматривалась система деления употреблений коммуникатива на отдельные словарные статьи и значения.

- Обсуждались проблемы деления контекстов с коммуникативов ТАК на омонимичные и многозначные.

- Приняли решение вернуться к обсуждению на следующем семинаре.

4. Протокол четвёртого заседания научно-методического семинара

28 марта 2013 г.

Присутствовали: И.А. Шаронов, руководитель семинара, О.К. Самошкова, аспирантка (соискатель) и преподаватель кафедры европейских языков, А.И. Нехай, магистрантка 1 курса, М. Мирошниченко, магистрантка 1 курса, Е. Шаяхметова, студентка 5 курса ФТиПЛ, А. Свешникова, студентка 3 курса ФТиПЛ Института лингвистики.

Обсуждали:

- Итоги работы семинара за первый квартал 2013 г. Собран и продолжает расширяться список единиц словника. К настоящему моменту в список входит уже 135 единиц. Анализировалась группа коммуникативов с центральным компонентом ДА.

- Рассматривалась система деления употреблений коммуникатива на отдельные словарные статьи и значения.

В основу выделения в отдельную статью положены следующие признаки:

1. Закрепленность единицы за конкретным интенциональным или эмоциональным значением. В результате коммуникатив ДА получает 5 словарных статей (подтверждение, согласие, возражение, отклик на призыв, припоминание).

2. Интонация произнесения, частотные орфографические варианты, редупликации, место акцента: Да?; Да-а; Д-да; Да-да; Да, да и т.д.

3. Стереотипная сочетаемость частица Да с другими частицами: Да уж; Ну да, Ах, да; А, ну да и др.

Значениями коммуникатива признаются стереотипные контексты употребления единицы.

Зоны словарной статьи: Заголовочное слово, стилистическая помета, толкование, жестово-мимическая характеристика, частотный правый контекст, иллюстративные примеры, синонимические варианты.

 

3. Протокол третьего заседания научно-методического семинара

20 декабря 2012 г.

Присутствовали: Присутствовали: И.А. Шаронов, руководитель семинара, О.К. Самошкова, аспирантка (соискатель) и преподаватель кафедры европейских языков, А.И. Нехай, магистрантка 1 курса, М.В. Вилл, студентка 4 курса ФТиПЛ Института лингвистики.

Обсуждали:

- Итоги работы семинара за 2012 г. Собран и продолжает расширяться список единиц словника. К настоящему моменту в список входит уже 112 единиц. Начат сбор материала для анализа значений и употребления коммуникативов.

- Обсуждали планы работы на первое полугодие 2013 г.

Планируется:

- собрать материалы для анализа значений и употребления каждой единицы из списка словника.

- выявить типы жестово-мимических характеристик как симптоматические показатели прагматического значения.

- собирать видеофрагменты использования коммуникативов в русских кинофильмах и телепередачах.

 

2. Протокол второго заседания научно-методического семинара.

8 ноября 2012 г.

Присутствовали: И.А. Шаронов, руководитель семинара, О.К. Самошкова, аспирантка (соискатель) и преподаватель кафедры европейских языков, А.И. Нехай, магистрантка 1 курса, М.В. Вилл, студентка 4 курса ФТиПЛ Института лингвистики.

Обсуждали доклад И.А. Шаронова: «Зоны описания коммуникатива в Словаре коммуникативов».

Распределяли единицы предварительного списка словника для поиска иллюстративного материала.

М. Вилл:

ВОТ, ВОТ ЕЩЁ!;  ВОТ ИМЕННО; ВОТ ОНО ЧТО!; ВОТ-ВОТ, ТО, ТО-ТО, А ТО!А ТО КАК ЖЕ; А ТО НЕТ!; ВОТ ТО-ТО И ОНО-ТО; ТО ЕСТЬ?; ТО-ТО (ЖЕ)!; ДАВАЙ ДАВАЙ-ДАВАЙ. И?; НУ И?;  НА ТЕБЕ/ Нате вам!; НАДО ЖЕ; НУ НАДО ЖЕ! ОЙ ЛИ?, КАКОЕ ТАМ;  КУДА ТАМ!;  ГДЕ ТАМ!;

А. Нехай:

ТАК, ТЭК-С. ЭТО ТАК? АХ ТАК? ВОТ ТАК (ВОТ),  ВОТ ТАК-ТО / Так-то вот!; ДА ТАК
ДАЖЕ ТАК?; КАК БЫ НЕ ТАК!; КАК ЖЕ ТАК?; НУ КАК ЖЕ ТАК? КАК ЖЕ ТЫ ТАК?;  НУ КАК ЖЕ ТЫ ТАК?, НУ ТАК, ТАК, ЗНАЧИТ?, ТАК-ТАК, ТАК-ТАК-ТАК, ТАК-ТО ОНО ТАК;

О. Самошкова:

НУ, НУ, НУ, НУ-НУ, НУ-НУ-НУ! ДА НУ; НУ ЖЕ,  НУ И НУ!; НУ ТАК, НУ УЖ, КАК?!; КАК-КАК?;ВОТ КАК?; ВОТ / ВО КАК!; КАК ЭТО?ТО ЕСТЬ КАК?; ТО ЕСТЬ КАК ЖЕ?; ЭТО КАК? (КАК ЭТО?); АХ ВОТ КАК, ВОТ ЗНАЧИТ КАК. ЕЩЁ КАК!;  КАК ЖЕ; НУ КАК ЖЕ; КАК ЖЕ ЭТО (ТАК)?; ЧТО, ЧТО?!; НУ ЧТО?;И ЧТО?; НУ И ЧТО?; ДА ЧТО ЖЕ ЭТО!;  ЧТО ТАКОЕ?; НУ ЧТО ТАКОЕ!, ДА / НУ ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ(-ТО)!;  (НУ) И ЧТО (ЗДЕСЬ) ТАКОГО?;  И ЧТО ИЗ / С ТОГО? НУ ЧТО ТЫ <вы>;  ЕЩЁ ЧЕГО!;  НУ ЧТО Ж(Е)

И.А. Шаронов:

ДА, ДА, М-ДА, ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА УЖ, НУ ДА; О ДА, НЕТ, ДА НЕТ, А ВОТ И НЕТ; ЕЩЁ БЫ НЕТ; КАК БУДТО БЫ НЕТ; НЕТ, НЕ-Е, НЕА, НЕТ УЖ, НЕТ-НЕТ (НЕ-НЕ), НЕТ-НЕТ-НЕТ (НЕ-НЕ-НЕ), НИ-НИ, НИ-НИ-НИ!, НУ НЕТ,  НУ (УЖ) НЕТ!; О НЕТ, ТАК-ТАКИ И НЕТ?, Э, НЕТ. ТАК ОНО И ЕСТЬ!.

 

1. Протокол первого заседания научно-методического семинара

25 октября 2012 г.

Присутствовали: И.А. Шаронов, руководитель семинара, О.К. Самошкова, аспирантка (соискатель) и преподаватель кафедры европейских языков, А.И. Нехай, магистрантка 1 курса, М.В. Вилл, студентка 4 курса ФТиПЛ Института лингвистики, Э. Варданян, студентка 3 курса ФТиПЛ, И. Смирнова, студентка 3 курса ФТиПЛ.

Обсуждали: Задачи составления словаря коммуникативов, особенностей коммуникативов как языковых единиц. Работу семинара, включающую доклады участников семинара и их обсуждение, сбор и анализ языкового материала, составление словника и модели словарной статьи Словаря коммуникативов.